30.07.2012 в 19:33
Пишет  Clair Argentis:

Джеймс Холлис. Грёзы об Эдеме. В поисках доброго волшебника.
Пишет aliss_salut:
Как только я услышал первую историю любви,
Я сразу же отправился на поиски тебя…
Не понимая, насколько это тщетно.
Влюблённым нигде не суждено встретиться.
Каждый из них всё время находится внутри другого. (Руми)

Как пишет сам автор, содержание книги составляют рассуждения о бессознательной религиозности любви в её самых разных проявлениях. Её название является метафорой, смысл которой – архетипическое стремление человека к возвращению «домой» и воссоединению с Другим. Напомню, что «архетипы – это универсальные паттерны или мотивы, которые всплывают из коллективного бессознательного и являются основой религий, мифов, легенд, сказок. В психике человека они возникают в снах и видениях».

В книге используется терминология, введённая Юнгом, так как автор является доктором философии и юнгианским аналитиком. Слово Другой пишется Холлисом с большой буквы «как напоминание об огромных, космических масштабах, которые может принимать образ другого человека в мифологии нашей психики». Писатель отмечает, что для ребёнка родитель как Другой так же бесконечен, как идея Бога для взрослого. Одно из допущений, лежащих в основе книги, - что характер наших отношений с окружающими определяется нашими первыми отношениями, которые мы когда-то интериоризировали и ощущаем как бессознательные, феноменологические отношения, в том числе и к самим себе. Слово волшебник тоже не просто так занимает своё место в названии произведения. Ибо писатель считает, что умами людей владеют две великие ложные идеи: мечта основе о бессмертии и мечта о добром волшебнике. В основе второй идеи «лежит убеждение, что существует человек, который создан именно для нас: он сделает нашу жизнь осмысленной и интересной и исправит изъяны, которые существуют в ней. Он будет жить только для нас, читать наши мысли и удовлетворять наши самые глубокие потребности. Он будет добрым родителем, который защитит нас от страданий, и избавит нас, если нам повезёт, от очень опасного путешествия – индивидуации. Все популярные произведения искусства пронизаны этой идеей, а также её крахом – поиски Доброго Волшебника, нахождение его или её, пугающее открытие человечности этого Другого и… возобновление поисков. Когда Вы едете в автомобиле, включите радио и прослушайте подряд первые девять песен. Девять из них будут посвящены поискам Доброго Волшебника». На страницах своей книги Холлис приходит к выводу о том, что «романтическая любовь по силе своего воздействия на человека заменила институт религии, так как она обладает величайшей мотивирующей силой и оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Поиск любви заменил поиск Бога». С помощью механизма проекции мы «очаровываемся» найденным нами очередным Добрым волшебником. Мне сразу же вспоминается классический пример из Евгения Онегина. «Ты лишь вошёл, я вмиг узнала…» (С). Кого на самом деле любила Татьяна Ларина? Свою красивую иллюзию, своего Доброго Волшебника.

Достаточно интересны пять стадий проецирования, которые описала швейцарский аналитик Мария-Луиза фон Франц в книге «Проекция и её устранение с точки зрения юнгианской психологии». Холлис их кратко излагает.

читать дальше


URL записи